Дорогие друзья!
Мы собрались сегодня, в этот торжественный для всех нас день, для того, чтобы отметить окончание вами нашей Московской гимназии на Юго-Западе и получение вами полного среднего образования. Я от души, от себя лично и от имени всего нашего педагогического коллектива поздравляю всех вас с этим замечательным событием.
Когда-то, это было, как всем нам кажется, давным-давно вы в первый раз перешагнули порог Дома, имя которому Школа. Это особый Дом. Дом, который всегда нам, взрослым людям, работающим в нем, хочется наполнить тем теплом, которое согревает и тело, и душу того ребенка, который в этом доме живет и растет. Не знаю, удалось нам или нет это сделать, но мы очень старались.
Наверное, многие из вас уже не помнят, а может быть, наоборот, с особой остротой помнят тот первый день, когда они стояли, может быть, на улице перед крылечком школы и собирались в нее первый раз войти. Что думали вы тогда, ребята, об этом? Вот вы приходите в школу, совершенно незнакомый дом, и настроение с одной стороны радостное, а с другой тревожное, как всегда при ожидании чего-то незнакомого. И наверное, многие из вас испытывали определенную внутреннюю напряженность, потому что вы еще не знали, что вас в этом доме ожидает, будут ли вас любить здесь так, как любили вас мама и папа в вашем родном доме. И я думаю, что вот эта тревожность, это ожидание чего-то нового, не совсем понятного, конечно же, присутствовало в душе каждого из вас.
Но вот пробежали годы. Я не знаю, как сложилась жизнь ваша в этом доме. На самом деле, пусть каждый сам для себя ответит на этот вопрос. Но мне бы очень хотелось, чтобы наша гимназия каждому из вас запомнилась тем светлым и радостным, что в ней было. А печали, и огорчения, которые пережили вы (а разумная жизнь без этого сложиться не может) - остались позади. Чтобы те люди, которые вас учили, воспитывали, остались в том ярком и теплом свете, который сопровождал вас в течение всех этих долгих лет.
Когда вы впервые попали в этот дом, вас встретили учителя – люди в чем-то, может быть, странной, удивительной и необыкновенной профессии. В необыкновенности ее я убедился когда-то сам, давным-давно, когда я только начинал учительскую деятельность, когда в далеком 1953 году делал свой первый выпуск (я был классным руководителем и учил этих ребят почти 4 года). И вот наступило время расставания, Выпускной вечер. Помню, какая тоска меня охватила, какая душевная пустота образовалась внутри меня! Я не знал, куда себя деть. И вот тогда, 50 лет тому назад, я понял, что учительство – это в первую очередь, умение отдавать себя другим, отдавать им все самое доброе и лучшее, что в тебе есть, ничего не требуя взамен. Вот что такое учитель!
Перед вами на этой сцене сейчас сидят люди этой необыкновенной, удивительной профессии. И сами они во многом необыкновенные и удивительные люди. Вы их знаете очень хорошо, поскольку они вас учили, кто-то учил дольше, кто-то меньше, но каждый из них, работая с вами, старался передать каждому из вас тепло своего сердца, частичку своей души, свои знания, свой опыт, свой талант, чтобы вы стали умнее и лучше. Сегодня вы расстаетесь с ними. Вы уходите, а они как бы смотрят вам вслед. С одной стороны, я думаю, что на душе у них радостно за вас, они во многом счастливы, они понимают, что свершилось очень многое в вашей жизни, и рады за вас, а с другой стороны, расставание всегда печально. Но как говорил поэт: «Печаль моя светла».
И я думаю, что у наших учителей та печаль, которая присутствует в душе и сердце, тоже светла, и свет этой печали обусловлен уверенностью, надеждой в то, что все то хорошее, доброе, что они вам отдали за все эти долгие годы, вы, став уже совсем взрослыми людьми, с избытком вернете когда-нибудь людям. И от сознания этого становится на душе радостней и светлей. Я всегда рассуждал так - что вложено в ребенка, со временем вернется людям. Своим детям, своим внукам, другим людям, с которыми пересекутся его дороги – все вернется.
И еще важно вот что - чтобы стать человеком, каким мне он представляется, настоящим человеком, нужно воспитать в себе всего три качества, ребята, всего три, но каких! - Честь. Воображение. Волю. Все остальное зависит от этого, поверьте мне.
Честь – это основная нравственная категория. Регулятор наших отношений с людьми, очень емкое, сложное понятие. Это и твое достоинство, и внутренняя свобода, и честность. Это и твое умение отстаивать свои убеждения где угодно, когда угодно и перед кем угодно, даже если ты находишься в абсолютном меньшинстве, даже если ты отстаиваешь эти убеждения перед человеком, от которого ты зависишь. Это тоже все имеет отношение к категория чести. Это огромное самоуважение. Самоуважение, без которого не может быть уважения к другим. Я никогда не поверю, что человек, который не уважает других людей, уважает себя. Люди, которые не уважают других, – это люди с заниженным самоуважением. Вот что такое честь. Ее надо в себе воспитывать, воспитывать постоянно. И беречь ее, беречь! Это ведь самое дорогое и главное, что, может быть, в нас есть.
А Воображение? Может показаться вообще странным, почему я его назвал, неужели это так важно?! Очень важно! Все то, чем мы пользуемся в нашей жизни, что делает нашу жизнь удобной, радостной и счастливой – все является плодом человеческого труда, в основе которого лежит воображение. И приобщение наше к науке, культуре, искусству – во многом связано с воображением. Более того, я думаю, что воображение непосредственно связано с категорией добра. Потому что для того, чтобы быть добрым человеком, нужно уметь представлять себя на месте другого.
И, наконец, Воля. Вся жизнь человека, ребята, это преодоление. Преодоление в первую очередь себя: своих недостатков, своих слабостей, постоянная борьба с самим собой. Я всегда вспоминаю в этом смысле Бабеля. Как-то он подарил свою фотографическую карточку другому человеку, а на обороте было написано: «Вот человек, с которым я борюсь всю жизнь». Бороться с самим собой! И еще очень важно уметь оказывать сопротивление среде, в которой ты живешь, если она мешает твоему движению вперед, уметь оказывать сопротивление тем обстоятельствам, которые тормозят твое развитие, подчинять обстоятельства себе. Вырабатывать энергию преодоления нужно с молодости, с детства. Одна из задач школы как раз и состоит в том, чтобы выработать в человеке такую энергию. Может быть, это важнее, чем накопить знания.
Воспитав эти три качества, вы сможете выиграть ту битву за жизнь, которую человек ведет, особенно в юности, и выстроить жизнь по-настоящему разумную и счастливую. Хотя я понимаю, что счастье человека – это категория сугубо индивидуальная, у каждого человека свое представление о счастье и свое представление о путях его достижения. И, тем не менее, вероятно, все-таки у счастья есть некая общая предпосылка, необходимое условие. Она сводится к одной, с моей точки зрения, очень важной мысли. Вот какой (и вы эту мысль должны, по-моему, очень хорошо усвоить): ребята, мир светел. Мир светел, дети! Он весь полон непрерывным единым трепетом жизни, и ответным счастливым трепетом полна душа человека. Душа каждого из нас.
У Толстого есть рассказ «Люцерн», из его ранних произведений. Может быть, это не лучшее, что написал Толстой, но этот рассказ стоит перечитать хотя бы из-за 5-6 строчек, которые в нем есть. Вот эти строчки: «Чего хотеть? Чего желать, – спрашивает Толстой – Вот окружила тебя со всех сторон красота и поэзия, вдыхай ее в себя широкими, глубокими глотками, что есть в тебе силы! Наслаждайся! Все твое, все благо», – писал Толстой. Ощущение этого трепета жизни, красоты и поэзии, которые как бы разлиты вокруг нас и есть основа счастья. И чем сильнее в человеке, в его душе этот трепет жизни, чем он счастливее, тем выше и прекраснее он, тем он лучше, глубже, я бы сказал, тоньше понимает то, что надо понимать в этой жизни.
Я хочу, чтобы вы, ребята, стали счастливыми людьми именно таким счастьем. Чтобы вы понимали в жизни то, что следует понимать. Чтобы в вашей жизни было много успехов, удач, светлой радости и как можно меньше огорчений. Здоровья вам!
В добрый вам всем час!
Записано - Натальей Колодкиной