Дорогие друзья!
Хочу сказать честно, я никогда не думал, что доработаю до этого дня. И я никогда не думал, что 25 лет так быстро пролетят. Как единый миг. Ведь всё начиналось с простого! С чего начиналась гимназия? Сказать вам?
Пятого января 1975 года я прибежал на пустырь, на то место, где теперь стоит наша гимназия – бывшая школа № 43. Там уже стоял экскаватор. Мне нужно было, чтобы этот экскаватор не начал работать до моего прихода. Почему? Я взял бутылку шампанского (оставил её ещё с Нового года) и попросил экскаваторщика, чтобы первым ковшом, которым он зачерпнёт землю, он разбил эту бутылку шампанского. На счастье. Не на моё счастье, нет. На счастье всех тех людей, которые вот в этом доме будут потом работать и учиться. Экскаваторщик посмотрел на меня как-то странно и сказал: «Как разбить бутылку шампанского? Что ты, с ума сошёл?! Давай ее сейчас с тобой в этой кабине разопьем – и все, и будет счастье!». Он это сказал, конечно, в другой лексике. Я не умею так.
Но я его всё-таки убедил, что это нужно сделать. Рассказал ему, как спускают новые пароходы в доках. Я ему долго рассказывал, наконец, он в этом убедился. И я ему говорю – «в знак того, что ты это понял, и в знак того, что ты мне даешь возможность эту бутылку шампанского разбить, я куплю тебе вторую бутылку шампанского. Обязательно! Вот сегодня к вечеру я ее принесу». И на моих глазах, эта бутылочка шампанского, привязанная к ковшу экскаватора, была разбита.
А потом я побежал в центр. Мне надо было купить вторую бутылку – я не мог его подвести! Понимаете, потому что он должен был работать долго, и я понял, что если не принесу ему бутылку шампанского, он не сможет работать. Но найти вторую бутылку шампанского было практически невозможно - это был 75-ый год. Тем более, после Нового Года. Я оббежал все магазины в центре и ничего не нашел! Тогда мне посоветовали подойти в ресторан и в буфете купить эту бутылку. Я пошёл в ресторан «Москва» и попросил в буфете бутылку шампанского. Но мне сказали, «а мы на вынос алкоголь не продаем». И тогда я пошёл к директору ресторана и сказал ему следующее. Вы сейчас будете улыбаться. Я ему сказал – «Вы знаете, есть тяжелобольной. Ему нужно срочно шампанское! Почему я это сказал, и какие болезни лечат шампанским – я понять не могу, но, вы знаете, этот абсурд - он на него подействовал, и мне дали эту бутылку. Я прибежал на строительную площадку, и мы ее распили. Вот с этих двух бутылок шампанского и началась школа № 43 Гагаринского района, а теперь гимназия № 1543.
Честно сказать, тогда, в 75-ом году, когда мне было всего ещё 48 лет (с высоты моего теперешнего возраста это кажется вообще – молодость), мне казалось, что я проработаю до пенсии, до 60-ти лет. За 12 лет можно многое сделать. Но вот наступило 60-летие, я отметил свой юбилей, и мне сказали мои знакомые, друзья, что сейчас уходить неловко, неприлично даже, тем более мужчине. Надо работать до 65-ти. И я проработал до 65-ти. Когда мне исполнилось 65, мне сказали – «ну что же – осталось пять лет до 70-ти». Я доработал до 70. Когда исполнилось 70, мне сказали – «через три года будет юбилей гимназии. 25 лет!» Вот так я и работаю – от юбилея до юбилея.
Теперь я с нетерпением жду 75-летия. Что будет дальше, теперь уже прогнозировать боюсь. Но, во всяком случае, пока я в здравом уме, в хорошей рабочей форме, я работаю.
Какую школу, когда мне поручили её создавать, я собирался сделать? Сейчас я вам скажу. Как я себе представляю вообще идеал школы, если сказать о нём в двух словах? Школа должна обладать, с моей точки зрения, двумя качествами. Во-первых, она должна давать хорошее образование. Безусловно. Потому что мама и папа, которые ведут своего ребенка в первый или какой-то другой класс, в первую очередь преследуют эту цель. И второе качество: в школе должно быть как можно меньше казёнщины. Ликвидировать казёнщину полностью в школе, где учатся пятьсот человек детей, а то, иногда, и больше - невозможно. Но снизить ее удельный вес можно. И я к этому стремился. Удалось ли мне с коллективом учителей это сделать? Трудно сказать. Думаю, что отчасти.
Я видел сегодня, когда пришёл сюда, много дорогих мне и знакомых лиц: учителей, которые в разные годы работали рядом со мной, мне помогали, были моей опорой. Я им очень и очень благодарен. Я встретил много ребят, которые в разные годы оканчивали нашу гимназию. Особенно хорошо помню первые выпуски. Как сейчас помню всех наизусть, по фамилиям, по именам. 76-ой, 77-ой, 78-ой - все эти годы хорошо помню.
Я, конечно, прекрасно понимаю, что любой человек в первую очередь делает себя сам. Сам себя делает человек, преодолевая самого себя и преодолевая сопротивление среды. Но. Хорошая школа создаёт условия, которые дают человеку эту энергию преодоления. Это очень важно. Я не знаю, как сложится судьба нашей гимназии в будущем. Каким будет ее пятидесятилетний юбилей? Может быть, в гимназию придут другие люди, которые сделают её намного лучше. Есть такое латинское изречение: «Сделал что мог, пусть, кто сможет, сделают лучше». Дай Бог, чтобы после нас в гимназию пришли люди, которые сделают ее лучше.
Я благодарен вам всем, дорогие мои люди, всем ребятам, всем учителям. Я рад встрече с вами. Одно сознание, что вы есть, независимо от того, рядом или нет, оно в какой-то мере поддерживает нас и меня в первую очередь. Дай бог вам здоровья, счастья и благополучия на долгие годы.
Спасибо вам!
Ю.В.Завельский
Речь в формате mp3 -
Первая часть (6:16)
Вторая часть (5:08)